Огромное количество горожан ежедневно проезжает по плотине Новосибирской ГЭС, но мало кто задумывается, как она устроена и кто управляет всей этой махиной. Наша героиня — руководитель группы режимов оперативной службы этого предприятия Наталья Никитина — рассказала, как работают современные энергетики и за что они ценят свою профессию. «Новосибирские новости» продолжают серию интервью с жителями города, которые своим ежедневным трудом делают этот мир лучше.
— Наталья Алексеевна, я вас ожидала увидеть в каске и рабочих перчатках.
— У меня нет специальной формы, я не работаю непосредственно на оборудовании. Мой рабочий день проходит за компьютером. Группа, которую я возглавляю, планирует водно-энергетический режим станции. То есть мы рассчитываем, каким будет состав оборудования, какая будет на нём нагрузка, резервы, сколько будет потрачено воды, за какое время. При планировании необходимо учесть требования из разных областей знаний: по сооружениям, оборудованию, водному хозяйству и энергетической системе.
— Это же какое образование нужно для вашей профессии?
— Конечно, инженерное образование обязательно, знание основ гидроэнергетики, расчёта гидроэнергетических режимов. Но больше математики, ведь физические и технические ограничения надо свести к математической модели: получаем задачу оптимизации с ограничениями. Моя специальность в дипломе — «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Окончила я НГТУ. А специализацию в предметной области проходила уже работая на станции. Взгляд системного аналитика очень помогает, любую задачу я автоматически свожу к моделированию системы: это входная, выходная информация, управляющее воздействие и критерий эффективности. Так же я воспринимаю любую, даже житейскую задачу. Если она моделирована правильно, то дальше только решение стандартными методами и ожидаемый результат. И это моя сильная сторона, которую я обнаружила при выборе специальности.
— Что привлекло на гидроэлектростанции?
— У меня отец работал на Новосибирской ГЭС, да и вся семья — родители, деды, брат — работали на серьёзных производственных предприятиях. Производственный процесс чаще всего непрерывный: рабочее время или нерабочее — всё должно работать, это ответственность каждого. Такое отношение к работе впитывается с детства, поэтому энергетика мне привычна.
Я жила рядом с ГЭС, часто бывала на ней, знала людей, которые здесь работают. Мой первый диплом был связан с ГЭС: автоматизированное рабочее место для планирования ремонтов с учётом журнала дефектов оборудования. Отец работал вечерами, а я приходила делать диплом, разобраться в документах и воспользоваться компьютером — домашних в начале 90-х ещё не было. Уже работая здесь, наткнулась на фотографию выступления детского хора на станции, я там совсем маленькая девочка.
— Расскажите, как проходит ваш рабочий день.
— Чтобы решение было точным — надо поддерживать математическую модель актуальной. Поэтому утро начинается с анализа предыдущих суток, совпал ли плановый расчёт с реальными измерениями: как отработала ночная смена, что изменилось в работе оборудования, сколько выработали электроэнергии, какой был расход воды, какие уровни. Подправляем формулы, чтобы получилось то, что получилось в реальности. Сравниваем с «идеальным» вариантом режима — могли ли отработать лучше, что исправить?
Может поменяться входная информация: приток изменился, дожди прошли на Алтае, навигация закончилась, параметры оборудования скорректированы или ещё что-то. Затем решение задачи. Вероятностная задача требует рассмотрения нескольких вариантов. И гидрологические условия могут поменяться, и энергетическая система может потребовать от ГЭС работать с другой нагрузкой, и водохозяйственная система может потребовать изменить расход. Прорабатываются все варианты, чтобы в любом случае было сначала «надёжно и безопасно», а потом ещё «оптимально».
— А какое самое волнительное событие для вашей работы? Пришествие паводка?
— Конечно, когда прогнозируется большой паводок, это напряжение и ответственность для всех, кто работает на ГЭС. Ведь помимо основной задачи — выработки электроэнергии, наша гидроэлектростанция выполняет ещё не одну важную функцию, например, сглаживание пиков паводка, защиту города от наводнений. Для небольшого объёма Новосибирского водохранилища каждое половодье — сложная задача. В активную фазу половодья параметры притока так быстро меняются, что планирование, перепроверка режима проводятся несколько раз в день. Сотрудники бассейнового водного управления также проводят расчёты и в выходные, соответственно, и режим ГЭС должен реагировать непрерывно. Эту задачу берёт на себя круглосуточный оперативный персонал ГЭС, дежурные бригады.
— Получается, миф о том, что нас всех затопит, не такой уж и миф?
— Надёжность гидротехнических сооружений очень высока, они проектируются для пропуска очень большого паводка, который может прийти один раз в 10 000 лет. Крайне маленькая вероятность, что к нам придёт паводок ещё больше расчётного. ГТС спроектированы пропустить через себя такой объём и сохраниться.
Но объём водохранилища не рассчитан на полную противопаводковую функцию, весь объём паводка водохранилище не может в себе аккумулировать. Даже при среднем половодье только одну шестую часть всего его объёма сможет аккумулировать Новосибирское водохранилище, остальное всё равно придётся пропустить через гидротехнические сооружения дальше в реку. Выход только один — не ставить капитальные строения в затапливаемых местах. Строительство ГЭС освободило большие территории от затоплений, но надо помнить, что в многоводный год ГЭС не сможет исключить подтопления, ресурс водохранилища ограничен.
— На каких гидроэлектростанциях в других городах вы бывали? Какая вас особенно впечатлила?
— Все станции поражают воображение масштабами строительства.
Гидростроители восхищают. На Новосибирской ГЭС самое большое половодье «досталось» гидростроителям. 1958 год — настоящая проверка на прочность.
Ну а для меня все гидроэлектростанции — модель: какие ограничения, какое водохранилище, какой водоток. Сразу прикидываю, как бы я построила работу в таких условиях. Вот на Саяно-Шушенской ГЭС есть контррегулятор (рядом меньшая гидростанция), есть ограничения по плотине. У меня такого нет, думаю, как же им повезло, задача интересней!
— Работая на ГЭС, вы никогда не хотели попробовать себя где-нибудь в другой специальности?
— Я всегда восхищаюсь людьми, которые умеют работать с оборудованием. Кто на «ты» с турбинами, кранами, насосами, защитами, контроллерами — самые незаменимые, уважаемые люди. Я понимаю, что сама на это не способна, но аплодирую людям, умеющим это делать профессионально.
Мне действительно нравится то, чем я занимаюсь, я бы хотела развиваться в своей специальности. Моя работа разнообразна, она позволяет — и даже требует! — углубляться в смежные предметные области. Какая-нибудь техническая книга всегда припасена на отпуск, с чем-то новым разобраться. Всегда рада, когда студенты и преподаватели вузов берут наши темы в дипломные работы. Сама никогда не отказываюсь, если предлагают провести обучение на программах повышения квалификации.
— Стало очень интересно: какое у вас хобби? Наверное, тоже что-то связанное с математикой и аналитикой?
— Можно сказать и так. Мне по жизни необходимо движение. Просто прыгать и бегать — скучно. Интереснее понимать и развивать технологию самого движения. Никогда не пройду мимо анатомического атласа, если хочу отдохнуть — послушаю кинезиологов. Наука кинезиология — как раз про движение человека.
Несколько лет проводила гимнастику со своей семьёй, а сейчас занимаюсь танцами. В танце — и красота движений, и физическая нагрузка.
И здесь математика: 32 бита можно разложить как 8 по 4, а можно 5 по 4 и 4 по 3, а можно использовать паузы, вступать на слабую или сильную долю. Иногда думаешь: «Вот это хореография! Как они вообще до этого додумались сотни лет назад?»
— Невероятно! Сочетание математики и искусства дало одного из лучших энергетиков Новосибирской ГЭС. И всё же — какое самое главное качество нужно иметь, чтобы работать в энергетике?
— Ответственность! Здесь очень много людей, которые понимают, что энергетика — отрасль странообразующая, что бы ни случилось — энергетика должна жить.
#Энергетика #Безопасный город #Городские технологии #Фотогалерея #Город в лицах